Первоначально лыжероллеры (роликовые лыжи) применялись как средство тренировки лыжников в летнее время. Однако позже они были официально признаны Международной федерацией лыжного спорта (FIS), превратившись в самостоятельный вид спорта, по которому проводятся соревнования различного уровня.
Рост популярности зимних видов спорта привел к необходимости в постоянной поддержке формы лыжников в межсезонье. Первые лыжероллеры были произведены в середине 30-х годов 20 века в Италии, чуть позже в странах Скандинавии – исторической родине сильнейших лыжников. Первая модель имела три пневматических колеса диаметром 35 см, один спереди и два сзади. Металлическая платформа имела длину от 70 до 100 см и была оборудована своего рода тормозом — рычагом, расположенным между задними колесами, который был тяжелым и не очень простым в использовании. Это стало отправной точкой для непрерывного исследования и совершенствования конструкции, благодаря чему лыжероллеры приобрели сегодняшний вид с двумя колесами - по одному спереди и сзади. Инициаторами изменений в конструкции стали итальянец Паоло Миорин и его единомышленник Скиролло, который и считается изобретателем лыжероллеров с двумя колесами. В его честь названа известная фирма по производству спортивного оборудования — «Skirollo».
В течение нескольких десятков лет с момента появления лыжероллеры использовались в основном как средство тренировок лыжников в летний период. В 1970-е годы начали проводиться соревнования по роликовым лыжам, которые стали очень популярными в Европе.
С тех пор внешний вид лыжероллеров претерпел большие изменения: уменьшился диаметр колес, железная рама была заменена на алюминиевую, а позже на композитный материал. Конструкция стала более прочной, изменились размеры платформы, а колеса с резиновым или полиуретановым протектором стали более упругие для преодоления препятствий на дороге, изменились подшипники, появились прочные крепления для лыжных ботинок на лыжероллеры, увеличились скорость и повысился комфорт.
Соревнования по лыжероллерам постепенно приобретали международный статус. В 1985 году была создана Европейская лыжероллерная федерация, а в 1988 году в Нидерландах был проведен первый Чемпионат Европы. В 1992 году на конгрессе FIS лыжероллеры были включены в лыжные виды спорта в качестве нового вида спорта.
Одним из главных отличий стартов на лыжероллерах от лыжных является то, что часто гонки проводятся по улицам городов, что привлекает большое количество зрителей, тем самым делая спорт еще более популярным.
В настоящее время Чемпионат мира по лыжероллерам организовывается раз в два года, ежегодно проводятся гонки Кубка мира. Также проводятся различные соревнования по летнему биатлону на лыжероллерах.
По способу передвижения лыжероллеры, как и беговые лыжи, делятся на две основные категории: для классического хода и для конькового хода.
Классические лыжероллеры имеют длину платформы по осям колес не менее 70 см, диаметр колеса от 70 мм и больше, ширину колеса от 38 мм и шире. Также задние колеса, имеют обгонные муфты, препятствующие вращению колес назад (храповой механизм). Это позволяет совершить толчок, как на классических лыжах.
Коньковые лыжероллеры имеют длину рамы от 530 мм, диаметр колеса от 70 мм и больше, ширина колеса от 30 мм и уже. Храповой механизм отсутствует. В настоящее время наиболее популярны размеры колес 70/80 x 30 мм (например, Start Skating 71) и 100 x 24/25 мм (например, Swenor Skate, Marwe 610A).
Производятся также специальные лыжероллеры для бездорожья, которые имеют мягкие резиновые колеса большого диаметра (125-200 мм) и специальное тормозное устройство, благодаря чему можно свободно передвигаться по дорожному покрытию плохого качества. (например, SKI SKETT CROSS SKATE 2, Elpex OFF ROAD).
По целевому назначению лыжероллеры делятся на: тренировочные и гоночные. Тренировочные лыжероллеры служат, прежде всего, лыжникам в межсезонный период, как средство подготовки к лыжному сезону и должны обеспечивать максимальное соответствие лыжному ходу.
Гоночные (скоростные) лыжероллеры предназначены для использования на идеальных поверхностях и достижения максимальных скоростей, поэтому имеют твердые полиуретановые колеса и жесткую короткую раму.
Базовым элементом конструкции лыжероллеров является платформа (рама), которая изготавливается из алюминия или композитных материалов. Характеристиками платформы являются длина, ширина, жесткость и вес.
Лыжероллеры на длинной платформе обладают хорошей устойчивостью, лучше гасят вибрацию, но при этом менее управляемы.По степени жесткости различают жесткие и гибкие платформы.
Гибкие платформы изготавливаются из дерева и стекловолокна, карбона и по своим свойствам максимально приближены к беговым лыжам – при отталкивании рама прогибается и возвращается в исходное состояние, имитируя лыжу. Кроме того, гибкая рама имеет пониженную вибрацию колес, что увеличивает комфорт при отработке лыжной техники, а также при длительных тренировках. К недостаткам данного типа платформы следует отнести невысокую надежность, связанную с появлением царапин или поломок при контакте рамы с асфальтом в результате продавливания рамы спортсменом, имеющим относительно большой вес. Поэтому лыжероллеры с гибкой платформой следует выбирать лыжникам с весом до 80 кг. Жесткие платформы изготавливаются из алюминиевых сплавов, устойчивых к динамическим нагрузкам. Их отличительными особенностями являются высокая надежность (прочность рамы) и низкий комфорт при передвижении.
Алюминиевыми платформами комплектуются модели лыжероллеров как для начинающих, так и для профессиональных спортсменов. Платформы из алюминия выдерживают нагрузку до 110 кг.
Колеса являются ключевым элементом конструкции лыжероллеров и различаются по размерам и материалам, из которых они изготовлены: резина (каучук), полиуретан.
Резиновые колеса обладают хорошей упругостью, эффективно снижают вибрацию и колебания, передаваемые от неровностей дороги, обеспечивая комфорт при езде. Благодаря относительно высокой мягкости резиновые колеса обладают хорошим сцеплением с дорожным покрытием, особенно на мокрой поверхности, но при этом могут заметно снижать скорость движения. Чаще используются на лыжероллерах для классического хода и для тренировок.
Полиуретановые колеса отличаются высокой твердостью, жесткостью и износостойкостью, чаще устанавливаются на лыжероллерах для конькового хода, не устойчивы в дождливую погоду.
Наиболее распространенная классификация колес тренировочных лыжероллеров:
В зависимости от типа тренировок, целей и задач тренер и спортсмен подбирают подходящие колеса для конкретной тренировки.
Колеса для гоночных лыжероллеров различают по цвету:
Колеса лыжероллеров комплектуются металлическими или керамическими подшипниками.
Металлические более износостойкие, керамические – более легкие и предназначены для скоростного катания на очень хороших, ровных поверхностях.
Срок службы колес лыжероллеров составляет, как правило, 2-5 лет и зависит от ряда факторов: вес спортсмена, техника передвижения, состояние дорожного покрытия, режим использования.
Универсальных лыжероллеров не существует, поэтому перед покупкой нужно определить для каких целей необходимы роллеры (для оздоровительных прогулок, тренировок, соревнований), стиль катания (коньковый, классический), в каких условия будут проходить занятия (рельеф трассы, качество дорожного покрытия) и выбрать инвентарь отвечающий вашим потребностям.
Лыжероллеры – хороший способ поддержать физическую форму, улучшить технику в «бесснежное» время и просто с пользой провести время.